Однажды шеф мне произнес: «Завтра ко мне приезжают утром партнеры, сделай-ка мне исследование потенциала рынка моторных масел региона - найди там потребности сельскохозяйственной техники, и так далее». Сказано это было в 6 вечера, когда рабочий денек уже окончен. Нужных материалов в готовом виде нигде отыскать нельзя, тем паче безвозмездно. Если такое исследование кем-то и проводилось, то только «для себя». От меня, как маркетолога, требуется отыскать это исследование стремительно и безвозмездно, параллельно проконтролировав его качество и достоверность.
В Рф рекламные исследования проводятся очень увлекательным образом.
Начнем с того, что обычно большие компании вроде Газпрома, Лукойла, МТС и т.д., без помощи других исследования не проводят. Они их заказывают несколько раз в год либо пореже настолько же большим исследовательским компаниям, обычно зарубежным. Это делается быстрее для поддержания стиля, чем для получения результатов исследования. Потому маркетологов-исследователей в штате компании обычно не держат - смысла в этом особенного нет.
Компании гораздо меньше заказывают исследования у разных рекламных агентств, у каких есть свой штат интервьюеров для проведения опросов. Обычно здесь все определяется дружественными связями маркетолога компании с директором исследовательской организации. На больших проектах «откаты» и «распилы» - обыденное дело. Идет речь о масштабных и дорогостоящих исследовательских работах.
Так было до кризиса 2008 года. Потом все поменялось. Даже очень большие и известные компании начали сокращать расходы на маркетинг. Исследования этой участи не миновали. В средних и маленьких компаниях исследования ограничиваются кабинетной работой (desktop research), когда подходящая информация ищется в Вебе в бесплатных и общедоступных источниках. При этом обычно ставятся очень жесткие сроки, за которые исследование отменно и стопроцентно выполнить нереально. Это происходит поэтому, что начальство обычно понятия не имеет о процессе подготовки и проведения исследовательских работ, о издержек времени на определенные операции.
Говоришь начальству - необходимо как минимум месяц собирать информацию в Вебе, сопоставлять, ассоциировать, рассматривать числа официальной статистики, прикидывать размеры «теневого сектора», неучтенные в официальной статистике данные. Позже еще пару недель необходимо на то, чтоб придать отчету читабельный вид, выстроить графики, обозначить и обрисовать тренды, сделать выводы, приготовить советы, и т.д. На что получаешь ответ начальника: - «Я считаю, что на это исследование 3 дней хватит с запасом». Он - прошлый менеджер по продажам, которого повысили до должности коммерческого директора. Начальник априори знает все лучше всех других.