Все мы знаем, что говорит недвижимость – «Место, место, место!». Это клише, но клише оправданное. И это высказывание вполне подходит для любого современного бизнеса. Казалось бы, в наше время высокоскоростного Интернета, когда можно позвонить, написать, отправить факс или связаться по скайпу с любой точкой земного шара, место не может играть важную роль. Однако оно играет эту роль даже в случае стартапа. Оно способно определить, затухнет ли огонь нового бизнеса с тихим шипением или разгорится огнем пожара.
Место, где есть «те самые люди»
За любой компанией и стартапом стоят люди – они приносят успех или неудачу. Поэтому первый шаг – расположиться там, где находятся нужные люди – инвесторы, спонсоры, сотрудники, потенциальные партнеры. Как минимум это означает страну – не просто разные законы, но и разные способы ведения бизнеса.
Тренд более ранних времен выражался в том, что компании схожего профиля располагались в одном месте. Очень полезная традиция – несколько небольших фирм в таких условиях могут объединиться и создать одно нечто более сильное и перспективное. В наше время Бостон, Нью-Йорк или Силиконовая долина представляют собой примеры такого территориального размещения.
Спорный вопрос – но верно то, что куда проще жить в согласии с окружением, чем вопреки ему. В случае с заводом – при надлежащем контроле и управлении он будет работать отлично, что в Силиконовой долине, что посреди пустыни. Но люди – персонал – работают куда лучше, если им созданы надлежащие условия, если им не приходится бороться со своим окружением и коллегами по работе.
Успех – в правильном выборе
Есть ситуация, когда место может не иметь – и часто не имеет – абсолютно никакого значения. Эта ситуация – когда стартап располагает достаточным количеством денег, чтобы пригласить к себе любых специалистов, и доставить в нужное место любые материалы. Возникает она не так уж часто – в основном инвесторы не балуют стартаперов, вынуждая тех двигаться и добиваться внимания к себе.
Стремиться найти место или искать спонсора, готового финансировать проект где есть? Нанимать на работу опытных и дорогостоящих менеджеров или готовить своих собственных «звезд» из тех, кто рядом? Разные ответы, разные судьбы стартапов. Успех приходит к тем, кто стремится к нему. Какой бы выбор ни был сделан, он правильный, если увенчался успехом.